Меню
12+

Чугуевская районная газета «Наше время»

08.07.2019 11:43 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Муниципальный округ. Что это и как Чугуевский район будет преобразован?

Автор: Елена МОЗЕРОВА
главный редактор

Чугуевский район в числе первых муниципальных образований начал процедуру преобразования муниципального района в муниципальный округ. Почему было принято такое решение и как преобразование скажется на жизни жителей рассказывает глава района Роман Юрьевич Деменев

- Роман Юрьевич, 1 мая был принят федеральный закон 87-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и Чугуевский район начал процедуру преобразования. Почему было принято такое решение?

- Да, скорее всего, мы будем одними из первых в этом процессе. Чем быстрее мы эту процедуру пройдем, тем легче нам будет работать в дальнейшем, в том числе в принятии бюджета на 2020 и последующие годы. 18 апреля этого года был принят Государственной Думой, а 1 мая подписан Президентом Российской Федерации новый федеральный закон 87-ФЗ. Целиком его озвучивать нет смысла, он в открытом доступе и любой интересующийся может с ним ознакомиться. 19 апреля был проведен круглый стол, в котором приняли участие все главы и председатели Дум муниципальных образований, многие вице-губернаторы и депутаты Государственной Думы от Приморского края. И повестка этого заседания была посвящена как раз реформе муниципальных образований.

Этот вопрос действительно назрел, потому что с момента принятия 131-ФЗ существуют проблемы, которые необходимо было каким-то образом решать. Собравшиеся на этом мероприятии руководители, которые хотели инициировать обращение в Государственную Думу по изменению действующего законодательства в вопросах местного самоуправления, еще не знали, что менее суток назад Государственная Дума уже приняла законопроект о преобразованиях в местном самоуправлении. Надо признать, что эта новость была принята всеми с воодушевлением, как давно ожидаемая.

После круглого стола мы провели совещание в администрации района с руководителями всех наших структур, управлений и отделов, на котором обсудили суть изменений, вводимых 87-ФЗ. Всем был понятен смысл предстоящих изменений, хотя мы не до конца понимали механизм, но в том, что это необходимо, мнение было единым.

- Вы сказали, что есть проблемы, связанные со 131-ФЗ. Какие именно?

- Во-первых, прежде всего, с кадрами. В свое время разделили полномочия между районами и поселениями и при этом столкнулись с тем, что квалифицированных специалистов в селах значительно меньше, чем в районном центре. Это проблема всех без исключения.

Во-вторых, это касается взаимодействия. У нас в районе взаимодействие между главой района и главами сельского поселения, начиная с А.А. Дронина, было налажено, и какого-то противостояния не возникало. А во многих муниципалитетах такие проблемы были и существуют по сей день. Например, сельское поселение, у которого в полномочиях есть благоустройство, собрало кучу мусора и в районном центре где-то на окраине его складировало. И глава района с главой поселения делят полномочия, кто эту кучу будет вывозить. Смешно, но подобные случаи есть и были все эти годы. Можно привести еще массу других примеров, когда возникали трения между главами поселений и главами районов.

В процессе преобразования будут проведены выборы Думы, которая, в свою очередь, назначит главу муниципального округа. И следующий руководитель сможет более эффективно управлять территорией.

В-третьих, недостаточность возможностей. Не секрет, что сейчас у поселений очень мало полномочий, в рамках которых они могут решать вопросы, в том числе и при работе с обращениями граждан. Допустим, житель отдаленного села, к примеру Самарки, приходит к специалисту Кокшаровского сельского поселения и задает вопрос, который выходит за рамки этих немногих полномочий. Но человек пришел к власти и вопрос задает именно представителю власти, он не понимает, почему специалист отвечает: «Извините, но вам нужно ехать в район, потому что это их полномочия». Естественно, подобные ситуации человека наводят на мысль: «Если ты представитель власти, но не обладаешь ее полномочиями, кого ты тогда представляешь?»

И гражданин просто не может решить свою проблему при обращении. В лучшем случае специалист сельского поселения примет от него заявление и передаст главе поселения, у которого есть месяц для того, чтобы принять какое-то решение. Глава поселения отправит эту бумагу в районную администрацию. А может и не отправить, а просто напишет в ответе на заявление, что этот вопрос не входит в полномочия поселения. У администрации есть месяц на ответ, заявление отписывается кому-то из специалистов, опять есть месяц для ответа и так далее. Человек ходит по замкнутому кругу, не понимая ситуации, возмущается и говорит, что никто не работает и ничего не делается. Он не разбирается, да, по большому счету, и не должен понимать, согласно чьим полномочиям его проблема должна быть решена. Как раз после преобразования этой путаницы больше не будет.

- То есть, с преобразованием района и поселений в округ будут решены проблемы, затрудняющие жизнь, в первую очередь, населению?

- Безусловно! Основной плюс предстоящего преобразования – это повышение эффективности управления, что скажется на улучшении жизни жителей района. На территории той же Самарки будет специалист, обладающий теми же полномочиями, которыми обладает специалист районной администрации, и человек, который обратится к нему, получит квалифицированный ответ в кратчайшие сроки или решение вопроса будет незамедлительным. Для этого гражданину не надо будет ехать в Чугуевку, тратить на это время и деньги на проезд. Конечно, не всегда все выполняется, это уже другой вопрос. Будем честными и перед самими собой, и перед людьми — есть объективные причины, есть на самом деле и нехватка средств. Но очень многие вещи сделаны по обращениям граждан, колоссальное количество обращений, касающихся жизни конкретных людей, исполнено.

- В 87-ФЗ указано, что принять решение должны муниципальные комитеты и Думы муниципальных образований. Но, как оказалось, не все готовы принять предстоящие изменения.

- Мы были обязаны провести сходы граждан, публичные слушания. И в Кокшаровском сельском поселении публичные слушания признаны несостоявшимися, так как по Уставу сельского поселения для принятия решения нужно 50% и один голос от числа зарегистрированных на публичных слушаниях. Однако были люди, которые пришли сорвать мероприятие. И присутствующие не поняли главного, что все это делается для повышения эффективности управления, которое работает лучше, когда есть один руководитель.

Я предлагал пришедшим на слушания сформулировать конкретный вопрос: в чем вы видите минус предстоящего преобразования? И никто из присутствующих не смог этого сделать. Конечно, приводились доводы, что в свое время проходили укрупнение здравоохранения, Примавтодора и т.п., и все это только ухудшило ситуацию. Но здесь речь совсем о другом, мы говорим об эффективности органов местного самоуправления.

Мы столкнулись с непониманием и получили горький опыт, из которого, естественно, сделали выводы. Люди там проголосовали не против реформы, а в знак того, что не все в порядке. И это наша общая проблема – и жителей поселения, и органов местного самоуправления. Это относится ко всем – и к депутатам муниципального комитета, и ко мне, как главе района, и ко всей администрации. Именно об этом я говорил на муниципальном комитете в Кокшаровке, которое прошло после публичных слушаний. Более часа мы разговаривали с депутатами, я еще раз объяснил в чем суть предстоящего преобразования и вышел оттуда с легким сердцем – меня услышали и поняли, назначив новые публичные слушания в Кокшаровском сельском поселении, которые состоятся 10 июля.

Что касается Чугуевского сельского поселения. Глава поселения А.В. Дергачев вместе с депутатами муниципального комитета на сходах граждан, рассказывая о будущих изменениях в системе управления, интересовались мнением людей по этому вопросу. После чего на прошедших публичных слушаниях в Чугуевском поселении подавляющим большинством люди проголосовали за преобразование. И депутаты муниципального комитета на своем заседании единогласно приняли решение в пользу объединения в муниципальный округ.

Подобным образом прошли и публичные слушания в Шумненском сельском поселении. Была проведена разъяснительная работа с гражданами, и здесь хочу отметить большую роль главы поселения Н.Ф. Андрейчук в выявлении общественного мнения. Стоит отметить, что на публичных слушаниях в Шумненском сельском поселении граждане проголосовали единогласно. После чего депутаты муниципального комитета так же единогласно проголосовали за объединение в муниципальный округ. Хочу сказать, что дискуссии на публичных слушаниях в Чугуевке и Шумном были не менее жаркими, чем в Кокшаровке.

Я присутствовал на заседании муниципального комитета Чугуевского сельского поселения, на котором депутаты единогласно приняли решение об объединении с Кокшаровским и Шумненским сельскими поселениями, и они попросили меня, зная, что будет напечатано интервью в газете, обратиться к людям с разъяснением, что реформа не коснется льгот и тарифов. Очень много разных, я бы сказал, нехороших, неправильных постов в соцсетях, где люди, сами не понимая сути предстоящего преобразования, пишут откровенную ерунду, что, когда мы станем муниципальным округом, у нас не будет сельских льгот и всего прочего. Люди, читающие эти сообщения, считают все это правдивой информацией. Но это полная чушь! Мы живем в сельской местности и однозначно будем пользоваться сельскими льготами. Считаю важным это озвучить, чтобы у людей не было никаких подозрений, что делается что-то за их спинами.

- Может быть, люди боятся, что с укрупнением снизится финансирование именно их территорий?

- Абсолютно одно не связано с другим. Почему уровень бюджета района больше? Больше полномочий, а деньги, соответственно, выделяются на их исполнение. Средства не выделяют, чтобы их просто потратили. Бюджетное финансирование идет по программам, и если в поселении нет таких программ, то и потратить деньги на что-то другое, выходящее за рамки полномочий, невозможно.

- Но вполне возможно, что люди опасаются, что отдаленные села будут финансироваться по остаточному принципу.

- Вопрос, который вы задали, самый важный, потому что именно от финансов все будет зависеть. В полномочиях сельских поселений есть такая программа как «Благоустройство». Но давайте посмотрим, сейчас в поселениях есть главы, и что, везде решен этот вопрос? Для того, чтобы решить вопросы финансирования по программам, недостаточно главы поселения, нужны грамотные специалисты, которые правильно оформят все необходимые документы для получения финансирования. Как раз этим, как правило, и занимаются специалисты районной администрации, несмотря на то, что это не входит в их полномочия. Я полагаю, что все-таки это и есть та эффективность власти, о которой мы говорили. Есть ведь нерадивые руководители, у которых и деньги будут, а сделано ничего не будет.

В Кокшаровском поселении народ озлоблен сильно, больше чем везде. И здесь свою роль играет и отдаленность, и качество дорог. Обратите внимание: там, где дороги лучше, народ менее категоричен по отношению к власти и настроен более положительно. Поэтому наша задача, вне зависимости от преобразования, больше уделить внимания именно отдаленным селам.

В этом году мы деньги дорожного фонда потратили на улицу Лесную, понимая, что там нас ждет развитие, люди взяли участки и им надо строиться, детям нужно ходить в школу, и без дороги там просто не обойтись. Но это не значит, что мы не думаем о том, в каком состоянии дороги в отдаленных селах. На последнем заседании Думы прозвучало предложение о том, чтобы исходить не только из численности населения, а всем понемногу асфальтировать дороги – в следующем году 200 метров в одном селе, далее — 150 в другом. И этот вопрос предстоит решать следующему руководителю администрации и следующей Думе.

- После того, как район пройдет преобразование и муниципальных комитетов не станет, равно как и депутатов на местах, не убавится ли у жителей отдаленных сел возможности защищать свои интересы?

- У меня встречный вопрос. Можете назвать хотя бы одну инициативу любого муниципального комитета, любого депутата, переданную в районную Думу или главе района? За все время работы главой ни одного обращения депутатов муниципальных комитетов ко мне не поступало. Когда приходят люди с какими-то проблемами, я всем без исключения говорю: «Вы у депутата своего были? Муниципального ли комитета или района? Почему вы к нему не приходите и не обозначаете свою проблему?»

Депутат – это первый представитель власти, который должен защищать и представлять интересы граждан. Есть депутаты районной Думы, которые приходят ко мне с проблемами своих избирателей, а есть те, кто ни разу не приходил. Есть и те, кто вообще ни разу не появлялся в своих округах с отчетами о проделанной работе. Считаю, что это наша общая недоработка. Я, как глава, администрация района, муниципальные комитеты, депутаты районной Думы обязаны больше уделять внимания работе с гражданами. К людям надо идти самим и не ждать, когда они придут со своими обращениями.

Убежден, что предстоящее преобразование поможет более эффективно решать вопросы местного значения.

- В продолжение темы о работе депутатов в новых условиях. С преобразованием района в округ пройдут выборы нового состава Думы, а это значит…

- Это значит, что на предстоящих выборах в Думу должны быть выдвинуты кандидатуры людей компетентных, неравнодушных к проблемам жителей и территории в целом. Это не означает, что в действующем составе Думы нет таких людей. Там и сейчас работают ответственные, грамотные люди, которые не понаслышке знают проблемы района и решают их. Но выборы неизбежны, и я обращаюсь к жителям района: обязательно участвуйте в выборах — и как избиратели, и как кандидаты.

После преобразования в муниципальный округ двухуровневая система местного самоуправления перейдет к одноуровневой и исчезнет прослойка в виде муниципальных комитетов, которые, как показало время, крайне неэффективно работали с населением. Поэтому в интересах жителей района активнее выдвигать кандидатуры людей, которые, по-вашему мнению, смогут на самом деле представлять и защищать ваши интересы.

Очень важно понимать, что выборы – это не формальное мероприятие, это ваша возможность принимать участие в решении жизненно важных вопросов – от благоустройства до формирования бюджета. Властью в Российской Федерации обладает народ, и через выборы он ее делегирует депутатскому корпусу. Придя на избирательные участки и проголосовав за своего кандидата, вы получаете законное право требовать от него решения проблем района, а он должен предлагать пути решения исполнительной власти.

Если же у вас есть свое видение развития района и вы знаете как его можно реализовать, выдвигайте свои кандидатуры, активно общайтесь с населением, формируйте свою «группу поддержки», чтобы они обязательно пришли на выборы и проголосовали за вас. Убежден, что активным участием в выборном процессе все вместе мы сможем добиться многих изменений в лучшую сторону.

- Новая Дума – новый глава?

- Да, конечно. Я как действующий глава муниципального района буду обязан сложить свои полномочия, и новый состав Думы назначит главу муниципального округа. Процедура рассмотрения кандидатур, выбора и назначения останется прежней, такой же, как и в 2017 году, когда я занял пост главы района. И я вижу в этом большой плюс – нет необходимости тратить достаточно серьезные финансовые средства на проведение прямых выборов.

Выбрав депутатов Думы, жители доверили им управление районом, ведь практически все решения, которые так или иначе влияют на сегодняшнюю жизнь и перспективы развития района, проходят процедуру утверждения депутатами на их заседаниях. И если жители доверили им принимать решения по управлению территорией, то и выбор того, кто будет их исполнять, тоже передали депутатам.

- Сама процедура преобразования достаточно сложная и длительная – очень много организационных вопросов предстоит решить, в том числе, определить структуру администрации муниципального округа. Какие-то шаги в этом направлении уже сделаны?

- Сказать, что вся администрация района сейчас занимается только предстоящим преобразованием, будет неверно. Но работа, конечно же, ведется, ведь предусмотреть необходимо все и, в-первую очередь, конечно же, бюджет и структуру нового муниципального образования. Пока еще все в стадии разработки, но самое основное мы определили – своей главной задачей считаем сохранение фактической численности всех работников поселений и администрации района.

Важно, чтобы при преобразовании все сотрудники сохранили работу, не имеет значения, глава поселения это или клубный работник. Но, конечно же, мы будем смотреть, насколько это будет целесообразно и эффективно. Точно могу сказать, что главы поселений продолжат работать на местах в должности руководителей территориальных отделений. На эти должности они будут назначаться и подчиняться главе округа. Безусловно, в структуре администрации будущего округа будут изменения, планируется ряд новых назначений на руководящие должности.

- Из вашего выступления на публичных слушаниях в Чугуевском сельском поселении я поняла, что вы намерены активно развивать институт старост в наших селах.

- Во-первых, не я, а будущий глава округа. И кого назначат депутаты, мы еще не знаем. Но считаю очень важным, чтобы в каждом без исключения селе, от самого малочисленного до самого большого, был представитель власти. Сейчас далеко не в каждом селе есть специалисты администраций, поэтому старосты в таких селах будут своего рода посредниками между органом власти и населением.

Принято принципиальное решение, что администрация за счет бюджетных средств будет оказывать сельским старостам финансовую поддержку, хотя еще не определено в какой форме это будет происходить. Выбирать человека, которому граждане доверят представлять власть в своем селе, могут и сами жители, но могут и назначаться главой округа. Важно, чтобы в органах местного самоуправления работали открытые, честные люди, заслуживающие уважения своих земляков, настоящие хозяева на своих территориях. Институт сельских старост — это очень полезный механизм, который реально работает и помогает людям решать свои проблемы либо самостоятельно, либо при участии местных властей.

- Проблем на селе на самом деле много и, пожалуй, одна из самых «больных» – это доступность услуг. Чтобы получить, к примеру, паспорт, приходится ехать в Чугуевку и не один раз. При этом жители отдаленных сел вынуждены тратить «круглую» сумму за проезд.

- Согласен с вами, и это только один пример, а ведь порой людям просто нужна консультация с профильным специалистом по какому-либо вопросу, которую вполне можно было бы получить без выезда из села. Предстоящее преобразование в значительной мере эту проблему решает, так как специалисты на местах, обладая бóльшими полномочиями, чем сейчас, смогут помочь гражданам. Но на конкретные вопросы должны отвечать конкретные специалисты, владеющие информацией именно по этой теме.

Администрацией принято решение в селах, где есть устойчивая связь и интернет, проводить видеоконференции с руководителями управлений, отделов администрации и не только. Полагаю, что руководители краевых учреждений, будь то здравоохранение, полиция и т.п., не откажутся от участия в таких видеоконференциях, на которых они могли бы напрямую общаться с жителями сел. Каждый день кто-то из руководителей будет проводить видеосеанс, чтобы люди не ехали в центр для консультации, а получали рекомендации по своим проблемам оперативно. Это будет помощь и будущим специалистам в селах, потому что им поначалу будет сложно перестроиться с минимальных полномочий на тот объем, который они в будущем будут представлять.

Есть еще одно предложение, высказанное муниципальным комитетом Чугуевского сельского поселения, — посодействовать в выезде МФЦ в села. Это замечательное предложение, и мы обязательно обратимся к руководству МФЦ, чтобы решить этот вопрос и определить график таких выездов. И это будет реальная доступность населения ко всем услугам.

- Ну и, подводя итог нашему разговору о предстоящем преобразовании в муниципальный округ…

- Если кратко, плюсы очевидны — повышение эффективности управления; единый бюджет; специалисты в селах, наделенные теми же полномочиями, что и работники администрации района; доступность большего количества услуг жителям отдаленных сел; значительное уменьшение расходов на выборы; эффективное взаимодействие главы округа с руководителями территориальных отделений.

Минусов и каких-то «подводных камней» нет, все абсолютно прозрачно, поэтому не стоит бояться предстоящих перемен. Изменения, безусловно, будут, но эти изменения направлены на улучшение жизни в районе. Реформы всегда были и будут, как того требует время, ведь жизнь не стоит не месте.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

233