Меню
12+

Чугуевская районная газета «Наше время»

10.03.2021 14:29 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Возвращение Ивана Захаровича

Автор: Ольга Левашова
корреспондент

В редакцию обратилась 87-летняя Дина Дмитриевна Ильина с просьбой поблагодарить со страниц газеты старшего помощника военного комиссариата Чугуевского района Ольгу Васильевну Широких и военного комиссара Чугуевского района Вячеслава Александровича Пена за помощь в восстановлении документов ее покойного мужа, участника войны.

Так мы узнали историю возвращения одного танкиста.

В то время, как современные добровольцы ищут без вести потерянных, которых тысячи в безызвестных братских могилах, восстанавливая и одновременно увековечивая их имена, возвращая их благодарным родственникам, удивительно, что также приходится искать тех, кто никуда не терялся.

Так вышло, что в 1982 году, будучи на Сахалине в санатории, Иван Захарович умер. Его жена Дина Дмитриевна поехала туда и там же его похоронила, а когда вернулась домой в Чугуевку, обнаружила еще одну потерю – кто-то украл абсолютно все документы, в том числе военные награды супруга. Все, что указывало, что человек был, и кем был.

Прошло время, и вот на 9 мая внуки и правнуки понесли портрет деда в Бессмертном полку, стали задавать вопросы, интересоваться его судьбой. Но, кроме воспоминаний и фото, у Дины Дмитриевны ничего не было. Так пришло решение восстановить документы покойного супруга.

Иван Захарович Ильин семь лет воевал. И примерно столько же «воевала» спустя семь десятков лет его уже восьмидесятилетняя жена с бездушными архивами, получая отказ за отказом. Но не сдавалась.

«Я и в Подольск писала, и Путину, и в военкомат обращалась. Не получалось и все, пока не посчастливилось познакомиться с Оленькой (Ольгой Васильевной Широких – прим. ред.), — рассказала Дина Дмитриевна.

«История поиска документов мужа Дины Дмитриевны – особенная, может быть, потому, что она затянулась, — комментирует помощник военного комиссариата Чугуевского района Ольга Васильевна Широких. – Мы очень много раз обращались в Центральный архив Министерства обороны (он находится в городе Подольске), где хранятся данные абсолютно на всех участников войны. Раз шесть обращались, и каждый раз приходил ответ: «Не было такого». Мы корректировали анкеты снова, на основе воспоминаний Дины Дмитриевны, вносили новые детали, подробности. Она очень много рассказывала. Конечно, плакала. Плакать хотелось вместе с ней. А когда приходил очередной ответ, что по ее мужу нет данных, тяжелей всего было говорить это Дине Дмитриевне. Она так переживала каждый раз, и все-таки возраст…»

Только представьте, каково это, когда говорят, что не было такого. Мужа, самого близкого человека, который воевал за Родину, с которым тридцать лет прожила, четверых детей вырастила. Как в страшном сне, фантастическом фильме, когда память стирают, как флешку. Да как так-то — не было?!

«Я ведь и сама войну помню», — начала Дина Дмитриевна и тут же расплакалась.

***

Родом Дина Дмитриевна из Брянской области, села Летошники. Воспитывалась в многодетной семье, где было пятеро детей. Война ее застала восьмилетней, село попало в оккупацию. Три года измывательств карателей, в том числе и расстрелов, которые она видела своими глазами. Помнит, как брат, которому было 17, ушел в партизаны. Было это в 42-м году, под весну, кажется. Подростков заставляли охранять мосты, а они расстреляли немцев и ушли в лес, к партизанам. А остальных жителей села за тот поступок каратели вывели в сосновый бор, колючей проволокой огороженный… Дина Дмитриевна не помнит, как вообще жива осталась. Ее брат, к счастью, выжил тоже, его отряд объединился с белорусским отрядом, а потом попал в действующую армию, брат был танкистом.

В том же 42-ом году в далеком Алтайском крае другой 17-летний парень, ее будущий муж Иван тоже включился в борьбу с захватчиками. И поскольку в своем районе его на фронт не взяли, так как ему не было 18-ти, он исхитрился и пошел из чужого района. Тоже в танкисты.

«Он, как и брат мой, танкистом служил, а потом после окончания войны — в дорожном батальоне. Демобилизовался первого мая 1951 года, — рассказывает Дина Дмитриевна. – Поэтому вышло семь лет службы: с 1942-го до1951-го».

А встретиться будущим супругам было суждено аж на Сахалине. После войны мама Дины Дмитриевны в поисках лучшей доли для большой семьи решилась на переселение, потому что на родине было совсем туго.

На Сахалине была сыграна свадьба, вот только пришлось переехать в Приморье – дочке не подошел климат.

Там же, на Сахалине, были найдены первые зацепки в поиске документов Ивана Захаровича, ведь там он был на учете после того, как вернулся со службы. По уточненным оттуда данным удалось разыскать его и в Центральном архиве.

«Мы отправляли запросы не только в Подольск, но и на родину Ивана Захаровича, в Алтайский край, а также и на Сахалин, где он состоял на учете. И вот там его наконец-то нашли, — комментирует Ольга Широких. — Когда из Подольска пришел ответ со всеми данными, что он нашелся, я первым делом поспешила обрадовать Дину Дмитриевну. А также связалась с соцзащитой и пенсионным фондом, чтобы оформить официальный статус вдовы участника войны. Теперь с радостью могу констатировать, что документы восстановлены, теперь Дина Дмитриевна официально – вдова участника войны, осталось только дождаться, когда изготовят удостоверение».

***

Очень часто в последнее время в военкомат обращаются за восстановлением документов тех, кто воевал в Великой Отечественной войне. Дополнительным стимулом к этому является то, что, согласно законодательству, родственникам компенсируют установку надгробия погибшим участникам войны.

Многие, как Дина Дмитриевна, просят восстановить документы для семейного архива, для памяти, для будущих поколений. Особенно много обращений к 9 мая.

Некоторые запросы приходится посылать не один и не два раза, как в этой истории. Часто ответ приходит не сразу, а ждать его всегда очень волнительно. Но не всегда приходится обращаться в Центральный архив, в военкомате есть и свой архив, в котором заведено более 850 карточек на тех, кто не был призван из Чугуевского района, а, как и семья Ильиных, приехал сюда уже в мирное время. Всего в Чугуевке зарегистрировано порядка четырёх тысяч участников войны. А это тысячи семейных историй, тысячи причин гордиться своими соотечественниками.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

14