Меню
12+

Чугуевская районная газета «Наше время»

04.10.2013 16:19 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 77(9080) от 04.10.2013 г.

Плач партизана на братской могиле

Автор: Валерий МАЛЫШЕВ
В прошлом месяце мы установили электронную связь с моим коллегой, журналистом, одноклассницей Раисой Евглевской (Коваль). Она родом из Чугуевки, выпускница средней школы Александра Фадеева и Дальневосточного Государственного университета. В школьные годы на каникулах писала заметки для районной газеты, которую тогда еще называли «Большевистский труд», практику проходила уже в газете «Коммунистический труд». Мы с ней в 1967 году встречали Константина Симонова и корреспондента украинского сатирического журнала «Перец» Немировича. Она долгое время в г. Северо-Двинск работала в городской газете заместителем редактора. Теперь живет в г. Липецк. У нее дед Яков Коваль, замученный интервентами, похоронен в братской могиле.

При разговоре я поведал ей о том, что после долгого перерыва на памятнике партизанам восстановлена мемориальная плита с фамилиями погибших. Это плод усилий и внимания к нашей истории  бывшего главы района Александра Дронина, поддержавшего инициативу районного совета ветеранов по сбору денег на ремонт памятника. Раиса Андреевна попросила прислать ей снимок обновленного мемориала. Но снимок оказался не полным: братская могила вновь стала безымянной. Все-таки кто-то совершил свое злодейство. Черные мысли сверлят голову – неужели до сей поры у нас идет гражданская война и классовая борьба, внукам, правнукам передалась классовая рознь. Гоню эти мысли от себя, так как в новой России много говорится и пишется о примирении, но реальность иная, не спокойная. Тень прошлого, как дамоклов меч, висит над нами. Что происходит с нами? Через день, через два в центре села происходят чудовищные деяния.

Реставрированный за счет  средств чугуевцев памятник партизанам, погибшим в годы гражданской войны, постоянно подвергается варварским набегам. Хулиганы-отморозки устраивают на нем пьяные оргии, ломают и крушат облицовочную плитку,  мусорят, тем самым плюют на нашу историческую память. Разбили мемориальную плиту с фамилиями партизан, видно, она была у  молодчиков мишенью. Чтобы ее установить ветераны, земляки собрали  80 тысяч рублей. И все  превратилось в прах, кто-то втоптал память в грязь. Как назвать все это? Дикостью, мракобесием, фашизмом. Неужели же нет управы на грабительские действия подонков? Посмотришь на склонившуюся от печали фигуру партизана и душой чувствуешь, как он плачет.   

И в глазах моих видится октябрь 1955 года. Помнится, как у здания райисполкома за несколько дней до перезахоронения рабочие копали большую и глубокую могилу. Как двадцать пятого числа, в день освобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев, на подводах в будущий парк перевезли 14 гробов с останками замученных героев, как отовсюду сюда щли земляки, чтобы поклониться праху убиенных. Собралось много людей. И серьезные мужчины с обнаженными головами говорили скорбные слова, а на глазах женщин сверкали слезы.  Среди собравшихся были и родственники погибших, жены, дети.  И мы, учащиеся двух школ:семилетней и средней, тоже стали участниками этого незабываемого события. Когда гробы опускали в могилу, гремели ружейные салюты воинов Чугуевского гарнизона.

 Через некоторое время у могилы был сооружен памятник, не такой, как теперь, а более скромный, со склоненными в трауре знаменами. И никому в голову из моих сверстников и старших ребят не приходила мысль, чтобы прийти на могилу и устроить развлекательные  игры с криком и шумом, как это случается в нынешнее время, взобраться на памятник,  наступить на надгробную плиту.  Могила — это святое место, мимо которого мы проходили медленно, осторожно, даже с какой-то боязнью. Так нас учили родители, так учили в школе. Часто на могиле появлялись свежие цветы.

 Время шло вперед. Постаревшие участники гражданской войны принимали активное участие в воспитании подрастающего поколения. Выступая в школах и на митингах в октябрьские дни, они завещали молодежи хранить мир, не ссориться, отлично учиться и хорошо работать, быть достойными памяти дедов и отцов. Вместе закладывали вокруг памятника парк. Он, парк, — дело рук и взрослых, и молодых. Видите, какой он у нас замечательный. Выросшие дивной красоты высокорослые деревья передают от старшего поколения сигналы жизненной доброты и мудрости, чистоты и человеческой совести. Этот сигнал слышен в районном совете ветеранов. Братская могила всегда под приглядом членов совета. Весной и летом женщины-активисты высаживали и пропалывали цветы на клумбе, беспокоились, чтобы территория вокруг памятника была убрана. Председатель районного совета ветеранов Валентина Смирнова рассказывала, что, сколько хватало сил, присматривала за могилой и Любовь Семеновна Ромашко – внучка партизана Якова Коваля. В сентябре ей исполнилось уже 86 лет. С нынешнего года памятник на попечении Чугуевского поселения.

А вот о чем пишет нам всем Раиса Евглевская, другая внучка Якова Коваля: «Мне приятно было узнать, что на памятнике партизан – освободителей Приморья от интервентов, восстановлен список их фамилий. Спасибо районному совету ветеранов и всем, кто хранит историю своего села. Времена, конечно, меняются и герои тоже. Но это не значит, что должно уходить главное – уважение к тем, кто отдал свою жизнь за людей. Да если рассудить просто по-житейски – погибшие не рассчитывали на посмертную славу. Жили, как считали нужным, умирали мученически, как выпало. Они не рассчитывали, что их прах будут так тревожить. Сначала похоронили на территории школы, потом перенесли к райисполкому и, наконец, вовсе лишили имени. Любой человек имеет право на имя на своей могиле. А их его лишили. И кому в голову пришла такая мысль: стереть память об этих людях! Наверно, не случайно действуют вандалы. У них просто методы иные, варварские. Еще раз низкий поклон землякам, всем, кто способствует укреплению традиций преемственности и уважения к истории Чугуевки».

На днях обеспокоенные состоянием памятника, организацией его охраны и восстановления мемориальной плиты, собрались на заседание члены  президиума районного совета. Встал вопрос о денежных средствах. Как быть? Вновь обратиться к чугуевцам за помощью или к местным органам власти?  Буквально на прошлой неделе по телевизору в передаче «Прямой эфир» шел разговор о восстановлении мемориальной доски на доме, где жил Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Некоторые участники этого шоу договорились до того, что, мол, родственники пусть находят средства и устанавливают на место памятный знак. Но ведь Леонид Брежнев – это фигура государственного масштаба, поэтому и государство обязано взять решение вопроса на себя.  Памятник  партизанам у нас тоже, по нашему мнению, государственный. Поэтому охрана и восстановление должно быть заботой органов власти. А как вы считаете, дорогие читатели?

Когда этот материал готовился к печати, со школы имени Александра Фадеева пришла  хорошая весточка: волонтерский проект учительницы химии, руководителя краеведческого школьного кружка «Патриот» Нины Столяр удостоен гранта в 24 тысячи рублей.  На эти средства решено начать восстановление мемориальной плиты. Спасибо, школа! Кстати, Нина Сергеевна Столяр тоже из  семейного рода партизана Якова Коваля.   

На снимках: эта мемориальная плита с фамилиями партизан была на памятнике, сейчас ее нет, она стала мишенью разбойников. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

287