Меню
12+

Чугуевская районная газета «Наше время»

28.06.2013 12:37 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50(9053) от 28.06.2013 г.

Сто лет педагогического стажа семьи Пономаренко

Автор: Анна ЧАЛАЯ
Началась эта история в 1938 году, когда на Украине в многодетной семье Пономаренко родился младший сын. Пятого ребёнка в семье все взрослые звали «Мизинчиком». Когда «Мизинчику» было три годика, вся семья, состоящая из матери, отца и детей, переехала в Приморье: здесь было много земли, а если у работящих людей есть земля, они никогда не умрут от голода. Остановились путешественники в селе Уборка, да так там и остались.

«Мизинчик» рос, жизнь шла своим чередом: началась и победно завершилась Вторая Мировая война, в нашем районе она не бушевала, но успела дотянуться до мальчика. В Чугуевском районе держали под охраной пленных японцев. Жили они здесь уже давно, к ним все привыкли и не боялись. Но однажды, когда восьмилетний Гриша Пономаренко играл с такими же ребятишками, наблюдавшие за ними японцы кинули в детей напильником: видимо, хотелось отомстить за своё унизительное положение, а взрослым мстить страшно. Когда увидели, что ранили мальчика, испугались, забрали его и несколько дней прятали. Через три дня ребёнка  нашли. И не хирургу было ясно, что дело плохо – нога посинела и распухла, но что делать никто не знал, и медицинской техники в больнице тогда не было. Ребёнку наложили гипс, считая, что у него перелом, а когда время спустя гипс сняли, было поздно – началась гангрена. Ногу пришлось ампутировать.

Как хорошо, что история эта случилась, когда он ещё был мальчишкой! Он не мог представить себе, что его приятели будут гонять на великах, а он – смотреть на них, сидя на лавочке. Достать протез тогда было невозможно, но Гриша не унывал – где и когда вы видели, чтобы мальчишка не придумал, как можно гонять на велике? Одна-то нога осталась! Гриша смастерил приспособление: чтобы нога не соскальзывала с педали, примотал к ней стремя, сделанное из проволоки. На велосипеде можно добраться куда угодно быстрее, чем на костылях, и Гриша, даже когда стал Григорием Филипповичем, всегда ездил на велосипеде, пока не заработал на машину.

Но не только велосипедом бредят мальчишки, правда? Ни один мальчишка не откажется залезть на дерево, особенно на спор! А в таёжной маленькой Уборке и мальчишки, и взрослые мужчины собирали шишки. До кедра можно дойти на костылях, бросить их под деревом, подтянуться на руках, залезть на дерево, покидать сорванные шишки и спуститься вниз… А когда ему, уже взрослому, всё-таки сделали протез, стал ходить на лыжах – зимой в лесу на лыжах удобнее. И пчеловодством занимался – был уверен, что пчёлы помогают ему дольше оставаться здоровым.

Как видим, Григорий был обычным ребёнком, доказывая детям и взрослым своим примером, что инвалидность – не приговор. И он ведь рос в то время, когда вся страна знала песню: «Мы рождены, чтобы сказку сделать былью…», так что ему не стоило унывать и отступать.

В 50-х годах он окончил школу, нужно было выбрать, где учиться дальше. Ему одинаково сильно хотелось петь, научиться играть на музыкальных инструментах (юноша-баянист может очаровать любую девушку!) и со всей основательностью изучить математику. Не сумев выбрать что-то одно, поступил учиться заочно сразу в два учебных заведения: Уссурийское культпросветучилище и Дальневосточный государственный политехнический институт им. Куйбышева. В политехническом доучиться не пришлось: на втором курсе совпали сессии в училище и институте, а поскольку училище уже оканчивал, диплом был близко –  выбрал училище. Но любовь к математике победила, и он, устроившись на работу в сельский клуб Уборки, время спустя  поступил на заочное отделение физико-математического факультета Уссурийского государственного пединститута. Вскоре недоучившегося математика пригласили работать в школу, преподавать математику. Григорий с радостью согласился. И математику потом преподавал, вот только диплом по этой специальности так и не защитил, ушёл с третьего курса. Однажды директор школы, хорошо знающий Григория Филипповича да и вообще  мальчишек, взял его на «слабо»:

- Что там – математика? Математиков много, а вот где биолога найти?

Григорию Филиппович тут же решил:

- А вот возьму и переведусь на биолого-химический! И буду учителем биологии! Думаете, не смогу?!

Конечно, вскоре он стал учителем биологии и химии. А ещё преподавал черчение и рисование, вёл хор, учил детей и взрослых играть на баяне и аккордеоне – все его умения пригодились!

Когда ему было двадцать три года, приехала в Уборку, в гости к родственникам, молоденькая  красивая девушка Майя. Познакомилась с Григорием и решила не возвращаться домой, хотя и жила в красивом городе Харькове. Она была учительницей физкультуры и устроилась работать в школу  Уборки. А вскоре Майя вышла за Григория замуж, справедливо решив, что когда у жениха есть умная голова, боевой характер и невероятное обаяние – отсутствие ноги не так важно.

С самого начала ясно было, что они – пара, подходящая друг другу по всем статьям. Эти двое отлично понимали друг друга, оба с лёгкостью ввязываясь в казавшиеся неподъёмными проекты. Потом выяснилось, что если Григорий Филиппович умудрялся с одной ногой ездить на велосипеде, то Майя Фёдоровна увлекла учеников ходьбой на лыжах. И хотя спортивного инвентаря в школе было мало, а жёсткого крепления не было совсем – ребята делали крепления, вырезая резину из автомобильных камер, и все годы, пока Майя Фёдоровна работала учителем физкультуры, стабильно занимали призовые места в районных спортивных соревнованиях по лыжному спорту, волейболу, по лёгкой атлетике. В краевых лыжных соревнованиях среди школьников непременно занимали третьи места.

В самом начале учительской работы, на первых-вторых-третьих районных и краевых  спортивных соревнованиях учителя физкультуры – мужчины, пытались её осадить, посмеявшись над женщиной-физкультурником. Но насмешки её не задевали, она могла ответить весело и насмешливо, заставляя соперников замолчать. А вскоре они признали её превосходство – потому что подготовленная ею команда из года в год занимала призовые места на соревнованиях, и переходящие (требующие каждый год подтверждения результата) кубки оставались в школе на вечное хранение.

Десять лет в школе не было спортзала, занимались ребята в коридоре или на улице – и всё равно привозили кубки победителей со спортивных соревнований. Сейчас в Самарке живёт и работает Валентина Александровна Доронина, учительница физкультуры – бывшая ученица Майи Фёдоровны, в своё время очень часто привозившая с соревнований победные кубки. Майя Фёдоровна до сих пор её помнит.

У супругов вскоре родилась дочка Леночка. Папа хотел сына, чтобы было кому передать фамилию, но через четыре года родилась Иринка, а ещё через шесть лет – Оксана.  

Григорий Филиппович до гибели в автомобильной аварии в 1990 году перенёс двадцать три операции – так вот отзывалась и годы спустя травма, нанесённая озлобленными и трусливыми людьми. Не могли врачи раз и навсегда остановить заражение крови, видимо, не от них это зависело, и ногу приходилось понемногу ампутировать дальше. Держался он на вечном своём жизнелюбии, воле к жизни, и, разумеется, поддерживала его семья. Ни жена, ни дочери не привыкли стонать и жаловаться, зато всегда могли посочувствовать и поддержать. А тогда, зимой 1990, попала в больницу их родственница, нужно было к ней ездить – навещать, привозить продукты. Наверное, мог бы это делать кто-то другой, моложе и крепче здоровьем, но делали Григорий Филиппович и Майя Фёдоровна. И однажды, когда они возвращались из Чугуевки домой – на обледенелой дороге он не смог справиться с управлением…

Зато его до сих пор помнят многие: и бывшие школьники, которых он учил рисовать, чертить, петь, не бояться контрольных по математике и биологии, и взрослые люди, которых он научил играть на баяне и аккордеоне.

Вспоминает Майя Фёдоровна:

- Мы не хотели, чтобы дети стали учителями, потому что этот труд – навсегда. Даже когда Григорий Филиппович ушёл из школы, потому что здоровье уже не позволяло работать, говорил: «Я понимаю, что работать в полную силу уже не получится, но как же туда тянет!» Действительно, очень тянет к детям, когда видишь любопытные глаза, когда ребята слушают и задают вопросы – время проходит незаметно. Да, шесть уроков пролетят, и только потом, когда домой приходишь, чувствуешь, как наваливается усталость. Для нас главным в жизни была работа, и мы очень не хотели для детей такой же судьбы. Но судьба распорядилась по-своему, наши старшие дочери тоже учительницы, и окончили тот же институт и тот же факультет, что и их папа…

Работают в нашей школе, Лена учит детей биологии, Ирина – географии, вместе ведут нашу экологическую агитбригаду «БУМ». Это наши бывшие выпускники придумали название, а когда они оканчивали школу, в шутку попросили не менять. Мы и не стали: ребята у нас хорошие, просьбу нужно уважить…

Вот так и получилось, что в этом году в нашей семье на всех – сто лет педагогического стажа: двадцать пять лет проработали муж и старшая дочь, на год меньше – я, и двадцать шесть лет – Ирина. Но дети ещё работают, и дай бог, если о них когда-нибудь будут вспоминать так же хорошо, как об их отце!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

49