42 года учить детей! И это не предел
В фойе просторной светлой школы Валентина Васильевна встречает меня доброжелательной улыбкой, сразу располагая к себе. Встречаем Елену Александровну, учителя русского языка и литературы в школе №2, дочь Валентины Васильевны. Обе женщины как-то смущенно рассказывают о себе. Считают, что не делают ничего особенного. Я думаю, как раз наоборот. Посвятить свою жизнь школе, воспитанию личности — это достойно уважения!
Валентина Васильевна родилась 3 января 1952 года в с. Пшеницыно. В детстве очень любила играть в школу с подружками и куклами. Маленькая девочка уже тогда знала, что посвятит свою жизнь школе. Окончила Спасское педучилище и вернулась в родной район. Свою педагогическую деятельность Валентина Васильевна начинала пионервожатой в Чугуевской восьмилетней школе.
- В пионеры принимали, в комсомол. Все так торжественно было, так серьезно. Собирали макулатуру, металлолом. Наша дружина была правофланговой (что значит одной из лучших). За достойную работу наградили путешествием на пароходе «Комсомолец». Ходили в Ольгу, Находку. Интересно было, — с улыбкой окунулась в воспоминания моя собеседница. Видимо, мысли о насыщенной событиями молодости перенесли в приятное прошлое.
Вопрос о педагогическом пристрастии не вставал. Сразу решила для себя — начальные классы. Трудности не пугали Валентину Васильевну. Конечно, они неизбежны. В любой профессии самое страшное — начать. Но все можно преодолеть. И у юной учительницы это получилось.
В 1983 году перешла работать в среднюю школу № 2, преподавать в начальных классах. Просторная школа, коллектив и директор дружно приняли нового педагога. По словам Валентины Васильевны, работать стало намного интереснее. Новые методики, творческие подходы. И тогда, и сейчас для учителей устраиваются семинары, конференции. Преподаватели стараются не отставать от прогресса и идти в ногу со временем. Даже привычный мел с доской уже уходит в прошлое.
- Мы не стоим на месте, все идем и идем вперед!
Сестра Валентины Васильевны тоже педагог, более 30 лет работает методистом дошкольного образования в г. Спасске. Племянник, видимо, тоже долго не раздумывал над выбором профессии и теперь преподает в ДВФУ. Вот так в семье образовались одинаковые ценности…
Валентина Васильевна воспитала двоих детей: сына и дочь. Сын не заинтересовался педагогикой, а вот дочь…
- Леночка, наверное, в меня. Она как-то привыкла к этой жизни в школе. Я ее маленькую водила за собой, — как-то виновато говорит Валентина Васильевна.
Но, похоже, что Елена Александровна, не раздумывая, пошла по стопам матери. И, надо отметить, школа приобрела ценного преподавателя русского языка и литературы. Так самоотверженно заниматься детьми, давать им дополнительные знания, помимо основного курса, сможет далеко не каждый педагог. К такому мнению я пришла, пролистав папку с почетными грамотами и дипломами Елены Александровны. Я будто прочитала взахлеб интересную книгу о том, как учитель вместе с детьми плавает по волнам славы. Причем не в одном направлении. Они то приплывут на берег танца и, назвав свой корабль «Позитив», станут дипломантами районного фестиваля, то причалят к литературно-художественному конкурсу «Земля талантов» — и снова призовые места! Фотоконкурс «Стоп кадр – учитель!», фестивали «Открой себя», «Ученик года», «Золотое перо», «Летописец», игра «Зарница», спартакиады — всего не перечислить. И это еще не считая того, что касается непосредственно профиля: олимпиады, конкурсы сочинений и литературного чтения. Просто удивительно, как у ребят на все это времени хватает, а ведь еще про учебу нужно не забывать. Но им все по плечу, когда рядом такой пример – и учитель, и спортсменка, и активистка, и танцам научит! От внимания Елены Александровны не ускользнет ничего. Ее класс неоднократно награждали за высокий уровень воспитанности.
В 2013 году потомственный педагог выпустила свой первый выпуск, среди ребят было три медалиста – два серебряных и один золотой. Ребята получили необходимые знания и даже больше.
Елена Александровна не только в профессии своей воодушевленный человек, но и в жизни у нее и ее семьи много увлечений — квиллинг, домашние питомцы: попугаи, собака, рыбки.
Валентина Васильевна показывает фотографии своих классов. Нет только фото первого выпуска, не фотографировали. Смотрит на снимок, сделанный лет 30 назад, и называет всех поименно: помнит!
- А вот Мариночка (показывает на девочку в верхнем правом углу), она теперь тоже учительница.
- Вы помните своих первых детей? – удивляюсь я, — ведь столько лет прошло!
Валентина Васильевна помнит даже где кто сидел, за какой партой.
- Конечно, всех помню. Многих выпускников и сейчас встречаю, мы не забываем друг друга.
Мои вопросы заставили учительницу перенестись в прошлое. Старенькая деревянная школа. Родители в первый раз привели сюда своих детей. Валентина Васильевна очень переживала, но все-таки справилась с волнением. Малыши были спокойные, и юной учительнице удалось направить свои знания и энергию в нужное русло. Но дети разные, и надо находить особый подход к каждому – это важная составляющая педагогической работы.
Неудобно спрашивать, но я все-таки задаю этот вопрос: «А вы могли бы сейчас без школы?»
- Нет, нет, что вы! Конечно, мне будет тяжело без детей, — на глазах Валентины Васильевны появляются слезы. Вот он – истинный педагог! Она любит всех своих воспитанников, это ясно и без присутствия их самих. Ребята, берегите свою учительницу, она у вас замечательная!
Прощаемся с Валентиной Васильевной в фойе школы, и тут нам навстречу идет та самая Мариночка, ныне Марина Ивановна Бондарева, учитель физкультуры. Такое видишь не каждый день: вот только что я слушала рассказ о маленькой Мариночке, как вдруг — она уже коллега своей первой учительницы.
- Она теперь мою внучку учит! – смеется Валентина Васильевна.
Какая удивительная жизнь у наших героинь, думаю я.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.