Меню
12+

Чугуевская районная газета «Наше время»

29.01.2013 15:32 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Эти нудные домашние задания…

Автор: Анна ЧАЛАЯ.
Незадолго до зимних каникул в начальной школе №25 учительница 2 «А» класса Анна Петровна Кадчик провела родительское собрание, на котором очень подробно, с примерами и позволяющими «посмотреть с другой стороны» тренингами, рассказала родителям, как стоит делать с ребёнком домашнее задание. А перед этим предложила родителям и детям заполнить анкеты, прочитав которые, она сможет лучше понимать школьные трудности ребёнка и будет знать, что с ними делать. Подарила мамам и папам памятки, рассказывающие о том, как организовать учебный процесс ребёнку

Мы, родители, часто не знаем, как помочь ребёнку справиться с его затруднениями. А, оказывается, наш ребёнок не первый не любит читать, не умеет весь урок выполнять задания, не отвлекаясь на «и стук мяча, и лай щенка, и звон какого-то звонка!..». Большинство детских трудностей обычны, знакомы педагогам, и они могут подсказать родителям, как с ними справляться. Вот и решили подробно проконсультироваться с учителями начальной школы №25, и записать их советы.

Анна Петровна КАДЧИК, учительница младших классов рассказала, что, оказывается, в первом классе на выполнение домашнего задания нужно тратить не больше часа, во втором – не больше полутора часов, в третьем и четвёртом – не больше двух. Не нужно сидеть с ребёнком «до упора» часа четыре – чем любят хвалиться молодые родители. Если, занимаясь, вы не можете уложиться в нормы, соответствующие возрасту – значит, задания превышают уровень компетентности ребёнка. И такое домашнее задание даже как тренировка – не годится, потому что проблемы ученика где-то раньше, и нужно вернуться на тот уровень, с которого пошли трудности.

Как можно выполнять домашнее задание интереснее?

 

Многие дети не любят читать. Но им очень понравится, если вы предложите им игру: персонажей сказки (Зайчика, Ёжика, Белочку) заменить на маму, папу, старшую сестру. Весело читать про то, как старшая сестричка уронила яблоко, и оно упало прямо на папу! В такой игре ребёнок учится и вниманию: попробуйте-ка всё время заменять правильно, ни разу не ошибиться! Или ещё веселая игра на внимание: «Да и нет не говорите…» Первоклассник учится следить за речью, усваивает новые слова – да и просто весело коротает вечерок с родителями.

Выполняя упражнение по русскому языку, ребёнок часто не доводит начатое до конца: списал, проверил – всё правильно. А про то, что нужно ещё буквы подчеркнуть, забыл. Проверяйте его, но уже после того, как он запишет упражнение в тетрадь – не стойте за спиной, не торопите и не понукайте, лучше выйдите из комнаты. При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов – записывая в тетрадь, он ещё раз вспоминает правила.

Дети любят выполнять задания по окружающему миру – так удовлетворяйте его интерес: учите не только по учебнику, покупайте разные интересные журналы, читайте интересные статьи. Покажите ребёнку, что узнавать новое – интересно!

Вот какие советы дала директор школы, педагог-дефектолог Татьяна Владимировна ТИТОВА.

- Давайте начнём с обычной ошибки родителей, которые если уж сели заниматься с ребёнком, хотят, чтобы всё было идеально. Дорогие родители! Педагоги не зря придумали понятие – цель урока. В первом классе детей не учат сразу всему: сначала учат соблюдать орфографический режим: малыш пишет палочки и крючки, учась считать клетки и правильно делать отступы. Затем учительница потихонечку учит их считать в пределах десяти и читать – поскольку, не уяснив смысла задачи, нельзя её решить. И только потом можно работать над задачами – учить выбирать действия и способы решения. Это важно будет узнать мамам дошкольников и первоклассников.

А если ваш школьник уже во втором классе, и время вы уже упустили, надо нагонять, тоже выбрав одну цель. Если он сейчас никак не может освоить алгоритм решения задач в два действия, если именно здесь нужно догонять, скорее-скорее – вы этим и займитесь. Не надо расстраиваться и злиться, что он считает не так, как полагается – пусть посчитает на палочках или карандашах. (Да, он уже должен решать такие примеры устно – но вот упустили вы момент.) Условие вы тоже можете прочитать сами, не злясь, что он так плохо читает, и с записью задачи тоже поможете – к тому же он это умеет, помогать придётся совсем чуть-чуть. А с задачами придётся разбираться: и сегодня будем решать кучу дополнительных задач, заменим шкафы и тарелки, что в условии, на бутерброды и яблоки. Чтобы вот эту, которая задана, он решил в итоге сам.

И вот когда вы добьетесь, что он это умеет, вы поставите себе другую задачу, а в уме оставите возможность закрепить уже наработанные навыки. Не делите материал «географически», на задачки. Делите его «структурно», на навыки, ставьте навык целью. И все связки, все элементы деятельности, которые не относятся непосредственно к сегодняшней цели, пробегайте, не отвлекаясь на них – если ребенок уже это умеет, пусть делает, как умеет, а если он в этом буксует, помогайте ему, это ведь сейчас не важно, вы не этим занимаетесь! Ещё раз: цель занятия должна быть одна.

 

Распределение времени

 

И ещё один совет, он сильно пригодится в будущем. Вы видели наверняка сборники заданий по математике, русскому – такие журналы ФГОС? Там в конце каждой страницы надо указать, сколько времени ученик потратил на решение нескольких заданий, и рядом значок, показывающий: ты решил длинный столбик примеров за три минуты – это очень хорошо! За четыре – просто хорошо, можно сделать быстрее.  Это вовсе не бессмысленная затея, как может показаться. Когда ребёнок (в младших классах родители, конечно) знает, сколько времени может тратить на это задание хорошо успевающий ученик – он способен оценить уровень своих знаний. Тесно связано с этим умение оценивать время, которое, вероятно, будет затрачено на ту или иную работу: это новое, я еще не уверен, я плохо понял, это может быть долго. А вот таких задачек я нащелкал уже сто штук, справлюсь быстро. Этому можно и нужно учить.

Сколько душераздирающих историй о неожиданных провалах на экзаменах мы знаем – чуть ли не в каждой из них фигурирует одно трудное задание, на борьбу с которым экзаменуемый потратил все отпущенное время, и больше ничего не успел. Сразу хочется спросить: а зачем же ты с него начал? Способность оставить сомнительные в смысле успеха задания на потом – одна из ключевых для умения хорошо сдавать экзамены! Но как оставить на потом, если не умеешь прикидывать время выполнения? Особенно актуально тогда, когда дается, например, несколько заданий, и заранее говорится, что одно из них можно не выполнять. Получается, что если человек не умеет заранее прикинуть, какое из заданий для него самое трудное, он вынужден будет действовать методом проб и ошибок, начиная решать все задания подряд. Представляете себе, насколько это увеличивает затраты времени и сил? Так что пусть школьник делает уроки, засекая для себя время решения заданий – в минутах. И первоклассника проще усадить позаниматься, если он увидит, что это недолго на самом деле.

Ваши усилия были не напрасны, если вы услышите однажды:

- Контрольную написал нормально, правда, вторая задача... Ну, я совсем не знал, как ее решать. Я сделал все остальное, шесть штук, осталось минут пять, я попробовал... По-моему, неправильно. Но зато в остальном я во всем уверен.

И не ругайте сына за то, что он не знал, как решать задачу. За это надо не ругать. За это надо хвалить. И гордиться про себя – он уже умеет то, что трудно для многих взрослых людей.

И, наконец, наступает момент, когда прикидка необходимого времени станет настолько привычным действием, что может быть не целью, а средством познавательной деятельности. Представляете, ученик на математической олимпиаде, семь задач предлагаются на полтора часа. И читает ученик одну из задач, например, про ласточку, которая летала из города в город с разной скоростью.

«Караул, — думает ученик, — это ж сколько раз она туда-сюда летала? Я могу, конечно, это все рассчитать, но я тогда я ничего другого не успею, это ж жутко долго... Стоп, но если нам дали семь задач на полтора часа... Значит, так решать эту задачу неправильно! Тут должен быть какой-то трюк... Дай-ка я подумаю...»

Хороший ученик. Он подумает и придумает. Спасибо маме и папе, которые начали учить его чувству времени пораньше.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

104