Меню
12+

Чугуевская районная газета «Наше время»

15.11.2013 12:21 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 88(091) от 15.11.2013 г.

Когда говорить трудно

Автор: Анна ЧАЛАЯ
Международный день логопеда в этом году – четырнадцатого ноября. В этот день поздравят логопедов родители дошколят и школьников, которым логопед помог научиться выговаривать звуки, а заодно и читать. Поздравят их заведующие детскими садами, поликлиниками, и директора школ. От уровня развития речи зависит, сможет ли ребёнок хорошо учиться, и даже больше – будет ли он успешным. Ведь если ребёнок плохо говорит – он себя стесняется, ему сложнее показать другим людям свои достоинства.

Рассказывает Лариса Викторовна БЕЛИЦКАЯ, учитель-логопед центра развития ребёнка №37:

- Лариса Викторовна, в чём суть вашей работы?

- Сейчас у многих малышей проблемы с произношением звуков: дислалия (при нормальных слухе и речевом аппарате), дизартрия (при несогласованности речевого аппарата и нервной системы). Встречается даже алалия (полное отсутствие речи), но, к счастью, редко, так как это очень тяжёлое нарушение. И когда меня спрашивают, в чём суть моей работы, я всегда отвечаю: я помогаю ребёнку адаптироваться в обществе, а не просто учу его выговаривать такие неподатливые звуки. С помощью речи мы учимся, работаем, познаем мир, общаемся, развлекаемся, существуем. Иногда взрослые считают, что ничего страшного, если ребенок не говорит один звук правильно, даже пикантно, мол. А иногда эта «пикантность» отражается на письме, вызывая плохие отметки, и ребёнок начинает считать себя глупым, иногда влияет на выбор профессии.

К сожалению, у нас в районе мало логопедов, гораздо меньше, чем ребятишек с речевыми проблемами. В нашем центре развития ребёнка таких детей сто двадцать, а рабочий день у логопеда всего четыре часа. Занятия идут неспешно, на одно занятие ко мне приходят четыре-шесть  малышей, и мы делаем упражнения для пальчиков и языка. Чтобы детям не было скучно, я предлагаю каждый раз новые упражнения – видите, целый шкаф отведён под распечатки?

В нашем детском саду занимаются у логопеда ребятишки от пяти до семи лет, в это время они уже могут, не отвлекаясь, заниматься чем-то трудным и нудным, и группами, и индивидуально. Лучше начинать с трёх-четырёх лет, но такие занятия, чтобы добиться успеха, должны быть индивидуальными, а не групповыми. Ещё лучше привести ребёнка к логопеду на плановый осмотр в один годик, в три года и в пять – но сейчас в нашей поликлинике нет логопеда.

- Расскажите о вашей профессиональной удаче.

- У меня удача, когда ребёнок научился выговаривать слова, которые раньше не мог. И мои бывшие воспитанники хорошо учатся в школе, как нам рассказывают учителя начальных классов средней школы №2. А нерешённые логопедические проблемы приводят к проблемам с учёбой, не только с чтением и письмом. Такой ребёнок не сможет выполнить самостоятельную работу, если ему не прочитают задания, и прекрасно зная, как решить задачу, не сможет её решить.

Расскажу об одной девочке, которая очень старается. У неё как раз стертая дизартрия, но девочка очень, очень хочет хорошо говорить. У неё тяжело идут шипящие звуки, а впереди нас ждет ещё много работы. Когда мы «шипим», она поднимает указательный палец вверх и командует себе: «У меня все получится! Если постараться – то все получится!» Палец она поднимает, чтобы язычок «не забыл», что надо смотреть вверх. У меня что-то сразу сжимается внутри, так как некоторым взрослым можно поучиться у этой девочки упорству и настойчивости.

- Что вы могли бы сказать родителям?

Воспользуюсь случаем, и дам совет: не мешайте ребёнку помогать себе самому. Многие дети с речевыми проблемами любят рисовать, лепить, резать ножницами и клеить, играть с песком и водой – не мешайте, даже если вам приходится иногда наступать или садиться на пластилин. Благодаря этим занятиям малыш справится с дислалией.

 

Логопед-дефектолог Тамара Тимофеевна ТКАЧЁВА – завуч в начальной школе №25. К счастью для учеников, в этой школе целых два логопеда, и они могут подсказать учителям, как помочь ребёнку во время урока.

Рассказывает Тамара Тимофеевна:

- Логопед-дефектолог отличается от «обычного» логопеда тем, что исправляет  речевые нарушения, разбирается в причинах их возникновения, и выстраивает коррекционную работу с ребёнком. После постановки звуков он уделяет большое внимание автоматизации звуков и развитию речи.

- Тамара Тимофеевна, вы, как учитель-логопед, можете сказать, сколько детей приходят в школу с проблемами речи? Таких, которых стоило бы отвести к логопеду?

- Статистику такую не вела, но в каждом классе приблизительно четыре-пять человек с речевыми проблемами есть. Чаще всего это обычная дислалия, а есть у нас один ребёнок на индивидуальном обучении с очень тяжёлым заболеванием – моторной алалией. Такие дети — практически не говорящие, но здесь очень многое зависит от родителей: чем раньше они заметят, что у ребёнка проблемы, забьют тревогу и начнут заниматься – тем лучше. Считается, что только 30-40 процентов детей с моторной алалией становятся речевыми настолько, что диагноз сглаживается, а остальные либо не говорят вообще, либо общаются с трудом, а учиться им ещё труднее. К сожалению, врачи, ставя диагноз, редко объясняют, что это такое, и что бить тревогу нужно немедленно.

Я думаю, что студентам педагогических институтов надо обязательно читать логопедию, у педагога обязательно должно быть и логопедическое образование – тогда он сможет помочь ребёнку в течение урока.

- Как учитель сможет это сделать?

- На уроках чтения учитель составляет слоговые таблицы для ребёнка с теми звуками, которые у него «не идут». Может предложить логопедические упражнения на развитие язычка, скороговорки на самые разные звуки. Можно поставить звуки по подражанию, повторению, но есть сложные звуки, которые надо ставить механически, с помощью зондов, и тогда надо идти к логопеду. К нам приходят дети с дислалией, и к третьему-четвёртому классу с помощью учителей они уже справляются с этой проблемой.

- Можете рассказать о своей удаче как логопеда-дефектолога?

- Я занимаюсь индивидуально с ребёнком-дошкольником с моторной алалией. Это заболевание центральной нервной системы, возникающее в результате родовой травмы или внутриутробной инфекции, такие дети наблюдаются у невролога. Этого мальчика лечит невролог в краевой больнице, а логопедические занятия с ним провожу я. Когда я его услышала впервые, в его речи отсутствовало большинство звуков, и я с трудом  понимала его. Мы занимались пять месяцев без выходных, и сейчас он произносит все звуки. Правда, затруднения есть: допустим, пока он может произнести слово отдельно, но не во фразе, «с разбегу», бывает, он может произнести звук в начале слова, но не в конце, особенно, если говорит быстро. Но всё-таки все звуки уже есть, а когда он говорит медленно – уже почти внятно. Когда мама привезла ребёнка к врачу, невролог очень удивился и обрадовался такой хорошей динамике! Работы ещё очень много, мальчику  шестой год, его нужно готовить к школе, так что мы не расслабляемся.

- Что бы вы сказали родителям малышей-дошколят?

- Дорогие родители, не надо надеяться, что проблемы с речью как-то сами собой рассосутся. Если есть проблемы – занимайтесь у специалиста, не пускайте на самотёк, помогите своему ребёнку. В конце концов, многие родители хотели бы научить ребёнка читать до школы, но не знают, как это сделать. Так вот, ребятишки, занимающиеся у логопеда, учатся читать до школы, со специалистом, и в школу ребёнок пойдёт читающим, проблем с чтением и письмом у него будет меньше. Это же хорошо, правда? 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

216