Меню
12+

Чугуевская районная газета «Наше время»

03.05.2013 15:34 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34-35(9037-9038) от 03.05.2013 г.

Вечная память! Вечная слава!

Автор: Елена МОЗЕРОВА
Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой достался нашим отцам и дедам тот день и каждый год отмечаем этот прекрасный и трагичный праздник вместе с ветеранами. День Победы — самый почитаемый праздник для всех нас. В этот день мы склоняем головы перед погибшими воинами, подпольщиками, партизанами, тружениками тыла, замученными в концлагерях, пропавшими без вести, перед искалеченными судьбами миллионов людей.

8 мая в 22 часа 43 минуты по местному времени (в Москве уже наступило 9 мая) в пригороде Берлина Карлсхорсте началась церемония подписания Акта о военной капитуляции Германии, находившейся в состоянии войны с 54 странами. Германский Рейх перестал существовать. Ещё до подписания акта был подписан  указ Президиума Верховного Совета СССР о провозглашении 9 мая Днём Победы и учреждении медали "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.". В 6 часов утра Указ о победе в войне с гитлеровской Германией был прочитан по радио диктором Левитаном.
Берлин был взят еще 2 мая, но немецкие войска оказывали ожесточенное сопротивление Красной армии еще более недели, прежде чем фашистским командованием, во избежание напрасного кровопролития, было, наконец, принято решение о капитуляции.
Первый День Победы праздновался так, как, наверное, отмечалось очень мало праздников в истории СССР и России. Люди на улицах поздравляли друг друга, обнимались, целовались и плакали. 9 мая вечером в Москве был дан Салют Победы, самый масштабный в истории СССР: из тысячи орудий было дано тридцать залпов.
Из Чугуевского района ушли защищать Родину 4378 человек, 786 из них навсегда остались на полях сражений. Из 3592 вернувшихся домой к 68-й годовщине Великой Победы в живых осталось 28 человек. Все меньше и меньше с каждым годом людей, которые в страшные годы войны встали на защиту нашего будущего. Тем ценнее их воспоминания о тех годах и о дне всенародного праздника – Дне Победы.
Накануне праздника Победы наши корреспонденты задали современникам победного мая 1945 года один вопрос: «Как вы встретили самый первый День Победы?»

Михаил Иванович Авдась:
- В то время я лежал с ранением в госпитале недалеко от Одессы, мне был 21 год. В палате нас было десять тяжелобольных. Вдруг мы услышали стрельбу, крики, гам, невозможно было разобрать, что происходит. В этот момент в палату вошла медсестра и объявила нам, что война закончилась. И вот мы лежим, вставать-то не можем, кто плачет, кто-то еще не до конца верит, в общем, кто как воспринял известие.
Верилось, что все закончилось, а вот полного чувства спокойствия не было. Война – есть война.
Годы идут, сейчас мне 89 лет, и с каждым годом воспоминания о девятом мая 45-го забываются, но слова медсестры о нашей победе я буду помнить до конца своих дней. Ни война, ни послевоенные годы не сломили мой боевой дух, сейчас только здоровье пошаливает, но это ничего. Жду с нетерпением праздника, и, как обычно, надену пиджак с медалями и пойду на парад, надеюсь, что это он будет не последний в моей жизни.

Михаил Макарович  Петренчук:
- Меня призвали в армию в 1944 году, проходил службу я во Владивостоке. В мае 45 года мне было почти 19 лет, мы все со дня на день ждали окончания войны. Как сейчас помню, в ночь с 8 на 9 мая порошил небольшой снежок, мы с сослуживцами находились в казарме. Ближе к утру стали раздаваться выстрелы, да с такой силой, что мы не поняли ничего, думали, бомбить начали, в этот момент в казарму зашел наш сержант, он нам и сказал, что мы одержали победу, война кончилась. И выстрелы эти оказались в честь нашей победы. Как мы радовались тогда, словами не передать! Мы всегда верили в свои силы и шли к этой победе, другого исхода даже не представляли. А утром девятого мая была чудесная погода, светило солнце, было тепло, видимо, и погода за нас радовалась. Народ наш всегда был сильный духом и волей, хочется, чтобы нынешнее поколение не забывало об этом! Чтобы молодежь всегда помнила  о том, как тяжело досталась нам эта Великая победа!


Иван Васильевич Кандыбей, 87 лет, участвовал в войне с Японией:
- Знаете, День Победы я не помню, честное слово. Мне было 20 лет, я был старшим сержантом, в боевых действиях с Германией не участвовал. Служба в армии для меня с победой над немцами не закончилась – ещё за месяц до конца войны с Германией было ясно, что будет война с Японией, так что у нас была «учебка» перед военными действиями...
Думаю, я потому не помню этот день, что в той войне у нас все большие победы отмечали салютами, и с начала апреля салюты гремели часто, а по радио объявляли, что «немцы драпают». Девятого мая, объявили о том, что наша армия одержала очередную победу и вечером был ещё один салют. Это для мирных жителей салюты были редкостью, а для нас, пока ещё не нюхавших пороху армейцев, убережённых от большой войны, когда-то это были будни.

Мария Ивановна Пыренкова, 91 год, в 1942-1943 годах была на фронте медсестрой и поваром:
- В 1945 году я уже жила дома, работала бригадиром в колхозе. В 1943 году, когда умер мой отец, а через месяц забрали в армию брата, меня тут же отправили с фронта домой – ухаживать за мамой, она тогда уже болела.
И вот, в разгар посевной мы с утра до позднего вечера работали в поле, а когда пришла домой, соседи сказали, что войне конец, победа! Все мы плакали, конечно, планы строили, как теперь-то уж точно вернутся мужья и братья… Как жить будем легче – страну отстраивать нужно, но ведь и мужчины вернутся! Полночи тогда сидели, мечтали – молодые были…
- Тяжелые это были годы, военное и послевоенное время?
- Нелёгкие, да. Но если бы мне предложили выбирать, какую жизнь прожить – всё повторила бы заново. Мы тяжело работали, а жить нам было легко: Новый год отмечали с радостью, зная, что этот год будет лучше предыдущего. У нас ведь каждую весну снижали цены на продукты…

Владимир Борисович Жгутов, 79 лет:
- Мне в мае 1945-го было почти 12 лет, вполне сознательный возраст, так что помню хорошо, как будто было вчера. Мы с бабушкой жили тогда в городе Старица Калининской (сейчас Тверской) области. Жили мы и несколько других семей в двухэтажном деревянном домике, мы – в небольшой комнате рядом со входом, в сенях, можно сказать. И мы первыми услышали крики на улице: «Победа, победа!» Выбежали с бабушкой, и видим: все обнимаются, кричат, плачут… Рассказали нам, что наши победили, капитулировала гитлеровская Германия! Парад в тот день не устраивали – не успели, но отпраздновать мы сумели так, что небу стало жарко.
- А ведь тогда не было телевизоров, и радио было не в каждом доме: не подумали, что может быть ошибка – кто-то не дослушал, не так понял?..
- Конечно, нет, мы знали, что Советский Союз обязательно победит, и будет это непременно солнечным летом! Так что когда в жаркий майский день страна узнала о победе, было совершенно ясно, что ошибки быть не может.

Егор Иванович Глушак:
- Тогда я лежал в госпитале в Германии. Исход войны мы уже предвидели. Конечно, это была великая радость для всех людей! Мы так долго этого ждали, так долго шли к победе!
Ушел я на войну в возрасте 20 лет. Был трижды ранен, участвовал в форсировании Одера. А домой вернулся седьмого ноября 1945 года.

Павел Федотович Гайворонский, родился в 1927 году:
- Я воспитывался в детском доме; когда закончилась война, мне было 17 лет.
Мы, подростки, ликовали со всеми! Ведь враг повержен, больше не будут убивать, и жизнь станет легче.
Потом я участвовал в восстановлении разрушенного хозяйства, 6,5 лет отслужил в армии. На Дальний Восток попал по переселению и 27 лет проработал в колхозе. У нас с женой десять детей и внуков.


Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

43