Меню
12+

Чугуевская районная газета «Наше время»

31.05.2013 11:04 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42(9045) от 31.05.2013 г.

Детократия в семье Гвозденко

Автор: Анна ЧАЛАЯ
Когда приходишь в гости к Елене Константиновне и Евгению Ивановичу Гвозденко – ещё только войдя, понимаешь, что важнее всего для них дети.

Даже если вы не увидите детей сразу – может, они будут в школе или детском саду, — вы сразу увидите отличный спортивный уголок со множеством снарядов. Когда, поздоровавшись с хозяевами, вы оглядитесь вокруг – увидите пианино, а рядом – стол с самыми разными детскими поделками. А дальше вас непременно позовут пить чай с чем-то сладким, что помогали приготовить и малыши; и многодетные мама и папа, у которых пятеро родных детей и двое приёмных, будут рассказывать о своих родительских успехах и находках.

На мои вопросы отвечают мама, папа и старшая дочь Ирина – когда шесть лет назад  многодетная семья стала приёмной семьёй, ей было семнадцать лет, и она была полноправной участницей всех событий.

На самом деле началась эта история не шесть лет назад, а гораздо раньше… Когда Елена и Евгений поженились, у них несколько лет не было детей. Они успели выстроить свои семейные отношения, созреть для родительства, и сразу решили: «Троих-пятерых родим обязательно, а дальше – посмотрим!» Как сейчас смеются и родители, и старшие дети, знающие эту семейную легенду: «Так и вышло: пятерых родили, а дальше – посмотрели и забрали!»

Когда мы разговорились, оказалось, что в этой семье всё не просто так, даже спортивный уголок не только для удовольствия. Стремительные мама и папа и приёмными родителями стали быстро: увидели в нашей районной больнице брошенную не очень здоровую новорожденную девочку. Старшая дочь, Анечка, училась в медицинском колледже в Уссурийске, а практику проходила в нашей больнице. Медсёстры, занятые другими обязанностями, подходили к новорожденной только для того, чтобы покормить и перепеленать, она даже не плакала, каким-то чутьём понимая, что это бесполезно. Но у Ани-то к тому времени были две сестры (Ирина и Надежда) и пятилетний  братик Павлик. Она пыталась играть с малышкой, кормила её, дома о ней рассказывала… Тогда родителям пришлось крепко подумать, сумеют ли растить и своих, и приёмную дочку, и, особенно, любить, как свою? Но думали тоже быстро – ведь пока они думали, малышка их ждала. Оказалось, опасения не полюбить чужого ребёнка – пустые. Когда начинаешь заботиться о ребёнке – он сам собой становится твоим; бывает, даже к своим детям любовь приходит не сразу, а спустя время, уж не многодетной ли маме не знать об этом?!

На самом деле мысли о том, чтобы стать приёмными родителями, приходили в голову и раньше, рассказы Анечки о брошенной малышке стали последней каплей, переполнившей чашу. С 1983 по 1994 год они жили в селе Медвежий Кут, работали в школе, преподавали математику. И была тогда директором школы Н.П. Писаренко, которая потом переехала в Яковлевку и стала работать в отделе опеки и попечительства этого района. При встречах она всё время предлагала: «Возьмите ребёнка, они хорошие, у вас всё получится!» И получилось. Хорошо знает директор школы своих педагогов.

Лизе было всего полгода, когда попала в больницу Иринка и рассказала о девочке, у которой что-то не так с ножками, а,  значит, никто её не возьмёт в семью. Что же делать? Страха не полюбить уже не было, был страх не справиться с больным ребёнком, когда младшую ещё растить и растить. Но как там по формуле: родим, а там посмотрим? Посмотрели раз, посмотрели два и решили, что не просто так они встретились, забирать нужно ребёнка. Специалисты из Департамента образования настаивали на усыновлении – только на таком основании отдают в семью детишек до года. Но кто бы рискнул усыновлять больного ребёнка, на реабилитацию которого нужны деньги? Это было ясно и чиновникам, а им тоже не хотелось, чтобы ребёнок жил без родителей, когда есть люди, готовые его растить и лечить. Попробовали, было, напугать претендентов в приёмные родители перечислением диагнозов малышки – но разве многодетных родителей этим испугаешь? Тем более таких родителей, которые с простудами старшего, Вани, справлялись купанием в речке с мая по октябрь и пробежками по снегу босиком? Так что и чиновники забыли про букву закона и поступили по справедливости – без лишних проволочек оформили приёмную семью, которой идёт самая большая денежная поддержка от государства. Тогда они обрадовались, и, не теряя времени, повезли Ангелинку во Владивосток на операцию по исправлению тяжёлой формы косолапости. Боялись, что операция не поможет, паралич ног останется, но, оказывается, он был только у брошенного ребёнка, а когда появилась мама, стала щекотать, делать гимнастику, брать на ручки – убежал паралич!

Удивительно, но Елена и Евгений говорят с сочувствием даже о женщине, бросившей больного ребёнка. Спокойно объясняют, что косолапость у малышки могла случиться не из-за неправильного питания и вредных привычек беременной женщины, а из-за того, что пришлось скрывать беременность, носить утягивающую одежду. Если бы был человек, способный помочь, не пришлось бы скрывать беременность.

Сегодня будущим приёмным мамам на занятиях в Школе приёмных родителей объясняют, что нельзя говорить и лучше даже не думать плохо о родителях приёмного ребёнка: и отношение к ребёнку искажается, и приёмные родители начинают в поведении ребёнка винить «гены», которые «сами понимаете, чьи»; и ребёнок, чьи отношения с приёмными родителями не складываются, старается сохранить верность родным родителям. И что будет, если ребёнок знает о маме только то, что она была алкоголичкой и воровкой? Ему ведь выбора не оставили, не рассказали, что мама была неплохим человеком, просто не справилась с жизненными трудностями.

Приёмным родителям Лизы и Ангелины никто этого не объяснял – сами поняли. Впрочем, оба они раньше преподавали в школе «царицу наук» – математику и умеют выстраивать логические связи. Вот как, например, они справились с учебными трудностями младшего сына Паши, в младших классах с трудом слушающего учительницу. Родители подумали, что раз проблемы с восприятием речи на слух, без сопровождающей слова картинки, значит, нужно предложить ребёнку слушать аудио-сказки. Раньше у каждого в семье был проигрыватель, на котором можно было послушать детские пластинки: актёры читали сказку по ролям, пели песни, и у здорового ребёнка с восприятием речи на слух проблем не было. Зато сейчас появились телевизор и компьютер, затрудняющие формирование этого навыка вечной сменой картинок. Ну что ж, сказано – сделано: мама скачала из Интернета аудио-сказки, папа твёрдо сказал, что играть в компьютер отныне можно не больше получаса, и только после честного прослушивания и пересказывания сказок. И проблему решили.

И детям, и взрослым обязательно нужно развивать мелкую моторику: малыши от этого лучше развиваются, а родители дольше не старятся. Поэтому все младшие дети (Надя, Павлик, Лиза и Ангелина) ходят в музыкальную школу. Лиза и Ангелина танцуют в хореографическом коллективе «Ладошки» Детско-юношеского центра, и, само собой, лазают как обезьянки на спортивном уголке. Родители очень надеются, что ежедневная физическая нагрузка поможет окончательно  выправить ножки Ангелинке.

У мамы Лены и старшей дочки Ирины есть ещё одно увлечение – вышивание. Сколько красивых картин они уже вышили! Жаль только, нет времени организовывать выставку работ. Малышам пока иголку в руки не дают, зато они рисуют, лепят из пластилина, из глины, раскрашивают гипсовые поделки. Мама с папой купили в Арсеньеве в строительном магазине гипс, разные формочки, и теперь дети могут сделать сколько угодно фигурок и раскрашивать их, как душа пожелает. Что они с успехом и делают, у них поделок набралось тоже на целую выставку. Зимой, когда темнеет рано, есть время и на то, чтобы проверить уроки у школьников Нади и Павлика, выучить заданные в саду стихи с дочками и мастерить. Павлик очень любит собирать модели из «лего» и других конструкторов, у него уже целая коллекция, и всё мало! Ведь каждый раз оказывается, что можно собрать ещё более интересный корабль или автомобиль.

Летом творчество ненадолго затихает: можно целый день гулять на улице, обязательно нужно поехать на море, в Центр материнства и детства, в цирк, музей и океанариум… А как начинается учебный год – всё возвращается на круги своя. Растут дети, придумывают что-нибудь интересное, чтобы не скучать всем вместе, родители, тем более, что сейчас стало проще искать новые идеи – есть Интернет. Всё совсем не так трудно и страшно, как думают порой мамы единственных детей: «Да если бы их трое было, я бы совсем с ума сошла!» А если жить интересно, знаний и умений много, глаза блестят – сил хватит.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

84